LUXURY
INFO by
ART-STUDIO MJ
НЭЦКЭ (
NETSUKE )
Эксклюзивные
ювелирные технологии
премиум-класса от
Арт-Студии MJ
|
Нэцкэ
- миниатюрная скульптура, произведение японского
декоративно-прикладного искусства, представляющее собой
небольшой резной брелок.
Так же под понятием нэке иногда подразумевается техника
резьбы по кости и дереву, или просто любые небольшие изделия
из слоновой кости, дерева, и других материалов
персонализированных при помощи ручной резьбы.
Различные статуэтки, фигурки и другие изделия и сувениры из
кости, дерева и бронзы часто ошибочно называют нэцке, на
самом же деле это отдельный вид искусства - Окимоно.
История
Вопрос о происхождении нэцкэ может быть решён двояко: нэцкэ
— японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы
японцами. Нэцкэ — одновременно и утилитарная деталь костюма,
имеющая специфическую форму, и художественное произведение,
оформленное в определённом стиле. Каждый из этих «аспектов»
нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.
Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной
территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в
Эфиопии. В сущности «нэцкэ» появляются там, где имеется
костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно
объяснять обычай ношения предметов типа нэцкэ заимствованным
извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки,
существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую
близость, то это — веский повод для предположения о влияниях
и заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки или пуговицы
употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают
приобретать характер миниатюрной скульптуры. В Японии если
не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью
противовеса-брелока, то специфика его художественного
оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и
пр.) несомненно не местного, но китайского происхождения,
где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В
период Мин (1368—1644) китайцы называли такие предметы
чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия,
аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К этому
времени уже давно существовали прочные традиции
заимствования японцами различных элементов духовной и
материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название
брелоков также указывают на Китай. «Нэцкэ» — не единственное
их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как
кэнсуй, хайсуй и хайси. Но именно эти названия — по-китайски
соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы —
использовались в Китае наравне с самым распространённым
термином чжуй-цзы. Некоторые ранние нэцкэ назывались
карамоно (唐物, «китайская вещь») и то:бори (唐彫り, «китайская
резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но
роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень
скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны
оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые
сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцкэ превратилось
в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не
произошло с китайскими чжуй-цзы.
До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет.
Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили
по-другому. В истории японского костюма существовало
несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний
предмет, который носили в Японии с помощью приспособления,
сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой
четверти VIII века «Кодзики» (Записи о делах древности") и «Нихонги»
(«Анналы Японии») хиути-букуро (火打ち袋) — мешочек для кремня и
огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался
стойким. В живописи периода Хэйан (794—1185) нередко
встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе
божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня
и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII
века) «Живописное повествование о монгольском вторжении» у
человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В
период Камакура и Муромати (1335—1573) хиути-букуро стали
использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но
носили его так же, как и раньше.
Параллельно с этим распространены были и другие
приспособления. Прежде всего это оби-хасами (帯鉗), которые,
как сказано в сочинении 1821—1841 годов «Разговоры в ночь
Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами — фигурно
обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а
к выступу внизу привязавались различные предметы.
Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае.
Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был
небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко
можно было уколоться длинным и острым крючком.
Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти
сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува — поясное
кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно,
что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через
Китай.
Современность
Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века
выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время.
В большинстве своём это — достаточно низкосортная сувенирная
продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство
нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера,
специальность которых — резьба нэцкэ. Некоторые работы таких
мастеров оцениваются весьма высоко (от 10 до 100 тыс. долл.
и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США
колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие
штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах
при музеях по ценам до 30 долл.).
Впрочем, характер развития этого искусства изменился.
Во-первых практическая потребность в нэцкэ исчезла: японцы
носят европейский костюм, так как в 1920-х годах кимоно
вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение
самих резчиков к создаваемым ими нэцкэ: теперь они
рассматриваются как вполне самостоятельные произведения,
обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и от
традиции той или иной школы. Работы современных мастеров
можно поделить на две группы: нэцкэ, выполненные в духе
современной станковой скульптуры, и традиционные нэцкэ.
Смотрите также произведение японского
декоративно-прикладного искусства -
окимоно.
Изготовление уникальных НЭЦКЭ
и другой продукции
в технике японской резьбы
нэцкэ от Арт-Студии MJ.
По индивидуальным заказам производство эксклюзивных
изделий в ювелирной технике нэцкэ в
комбинации с золотом, серебром, кожей, деревом, бриллиантами
и другими видами экзотических и драгоценных материалов.
Уникальные шкатулки, ювелирные украшения, предметы интерьера,
компьютеры, телефоны, флешки, ножи, трости, брелоки,
кожгалантерея и любые другие аксессуары и VIP сувениры
ручной работы от MJ.
Смотрите также другие разделы сайта
Арт-Студии
MJ:
- Эксклюзивные телефоны
MJ - мобильные
телефоны из золота, платины, палладия, в коже крокодила и
питона, инкрустированные бриллиантами и кристаллами
Swarovski.

- Авторские чехлы
ручной работы
- сумочки, футляры, кейсы,
портфели и другие аксессуары из натуральный экзотической
кожи для любых моделей телефонов и ноутбуков.
- Флешки
класса люкс - уникальные
флешки выполненные из самых дорогих материалов в сочетании с
исключительными параметрами - luxury
аксессуары для избранных.
- Компьютеры, ноутбуки и
приставки
- самые быстрые, самые красивые, самые-самые.
Единственные в своем роде. Космические характеристики.
Компьютеры для избранных.

- Дизайнерские мышки
элит-класса
- эксклюзивные мышки в элитных корпусах из золота, платины,
бриллиантов, кристаллов сваровски, кожах и мехах.

-
VIP подарки от
Art-Studio MJ
- настоящий эксклюзив, подарки и сувениры для элиты.
Невообразимые вещи в авторском исполнении. Вас ожидает
позитивный шок, будьте готовы.

- Уникальные услуги
- эксклюзивные ювелирные работы,
позолота, гравировка, кожа и меха, дерево, аэрография,
художественная роспись, инкрустация кристаллами
Swarovski
...

|