RUS | ENG         .

 
очень дорого и очень престижно

ИЗБРАННОЕ  -  ТЕЛЕФОНЫ  -  ФЛЕШКИ  -  КОМПЬЮТЕРЫ  -  V.I.P. ПОДАРКИ  -  УСЛУГИ  -  КОНТАКТЫ


LUXURY INFO by ART-STUDIO MJ

Резьба по дереву, кости, камню (
Carving)
Эксклюзивные ювелирные технологии премиум класса от Арт-Студии MJ

 


   Резьба по дереву
- вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева, кости, металла и других материалов наряду с выпиливанием, токарным делом)


История резного дела

   В Украине и России резьба по дереву и кости называлась резным делом. Рисунок - ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы - царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.

Древние изображения травяных узоров - в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) - травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам - то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом


   Современная резьба

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

1.сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
2.глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
3.скульптурная резьба
4.домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
5.Резьба бензопилой (Выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы.)
Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:


   Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).
Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:


   Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

- контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

- скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.

- геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба - имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

- чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.


   Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

- плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

- плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

- абрамцево-кудринская резьба(кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

- резьба «Татьянка» - этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового - один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.


   Скульптурная резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба. Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.


   Резьба по кости - вид декоративно-прикладного искусства.

   В России распросранен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск(тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость)

   В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость) и другие вилы кости

   Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая, слоновая кость и др. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого. Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

   Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничных по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости. Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в них вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

   Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывалась в разных местах. Так, жители побережья Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.
Важным фактором в определении художественных достоинств произведения является мастерство его исполнения. Техничность резьбы или гравировки, профессионализм, с которым сделана гладкая, рельефная или сквозная резьба, определение соразмерности членений предмета, его функциональности в соединении с декоративной обработкой - все это входит в общую оценку произведений декоративно-прикладного искусства. Резчик по кости должен быть не только мастером, владеющим инструментами своего ремесла, но и художником, скульптором, точно и правильно оценивающий материал, из которого создается оригинальное художественное произведение.

   Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.
- Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.
- Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.
- Мамонтовая "голубая" кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.

   Первоначально моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость домашних животных обезжиривается, затем отбеливается. Кость подвергают грубой обработке - пилят на куски или пластины, определяют форму предмета. Распиловка кости на пластины ведется вдоль слоев, а не поперек, что важно для прочности будущего изделия. Долевой распил не позволяет кости коробиться при изменении температурно-влажного режима. Для всевозможных шкатулок, ларцов, коробочек, мебели основу делали из дерева, снаружи ее оклеивали костяными пластинками, которые украшали изобразительными или орнаментальными мотивами в технике рельефной или сквозной резьбы. Часто под прорезь мастера подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шелк или бархат. В сочетании с мягким светлым тоном кости это создавало больший декоративный эффект, выявляло красоту пластической проработки поверхности. Но прежде чем художник приступал к резьбе, он делал на кости или пластине схематический, эскизный рисунок и лишь затем лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами вел обработку костяной поверхности. Специальный инвентарь не изменился за многие столетия.
Художественная резьба подразделяется на несколько видов. Наиболее простой для исполнения - гладкая резьба. Мастер ведет постепенное углубление фона по предварительно нанесенному рисунку. Последний либо процарапывается, что само по себе является методом гравирования на кости, зачастую сопутствуемым подцветкой. Задача выявления выпукло-объемных форм решалась различно - от едва ощутимого, почти плоского до выпуклого рельефа, максимум высоты которого достигался креплением на постоянных шипах дополнительных накладных деталей. Следующая по трудности исполнения - объемная резьба, то есть работа над трехмерными фигурами разного характера и назначения. И, наконец, самая сложная - сквозная, или как ее называют, резьба на проем. Она требует большого опыта и знания материала. Малейшее неосторожное движение - и вся композиция мелкого, тонкого по рисунку узора может быть испорчена. Резьба на проем, как правило, прорабатывается с дополнительной моделировкой поверхности и исходит из основного принципа резьбы - постепенного углубления фона. Она допускает значительную свободу в наилучшем использовании дополнительных фонов, подчеркивающих красоту рисунка. Часто употреблялась гравировка, которую порой подсвечивали - краска плотно входила в углубленный штрих, выявляя по отношению к основному фону своей контрастностью рисунок.

   В целях достижения большей декоративности в XVIII-XIX веках отдельные костяные пластины окрашивали естественными красителями. К их числу принадлежит шафран, дающий желтую окраску; листья щавеля - от коричневого до черного цвета; кора ольхи и ягоды черники - коричневый или серый тон; марена и ягоды спелой бузины - красный и т. д. Для протравы кости краской нужно было создать кислую среду, для чего употребляли морс, уксус, водку или квасцы. Позднее, в XIX веке, стали пользоваться анилиновыми красками. В особых случаях кость золотили и украшали драгоценными камнями. Интересно, что косторезы использовали чисто конструктивные детали в качестве декоративных элементов. Так, металлические скрепы, гвоздики, накладки, крепившие костяные пластины на деревянную основу, превращались в умелых руках мастера в дополнительный узор. В современном резном искусстве по кости сохранены все приемы обработки материала, введены лишь некоторые технические усовершенствования.


Резьба по камню

   Перевод Резьба по камню (a. stone carving; н. Steinmetzerei; ф. taille de la pierre; и. tallado en piedra, grabado en piedra) - процесс придания камню требуемой формы и внеш. отделки при помощи распиловки, токарной обработки, сверления, шлифовки, полировки, операций доводки (травления, парафинирования и т.п.), гравировки (резцом, ультразвуком). O технологии P. п. к. см. ст.: Камнеобработка, Фактурная обработка камня, Распиловка камня, Полирование камня, Шлифование камня.
   P. п. к. применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве. Hаивысшие достижения P. п. к. связаны c обработкой халцедона, оникса, агата, гелиотропа, горн. хрусталя, аметиста, яшмы, нефрита, родонита, малахита, лазурита, изумруда, бирюзы, янтаря, коралла, гипса и селенита, обсидиана, мрамора, мраморного оникса ("алебастра") и др. облицовочных, поделочных, ювелирно- поделочных и ювелирных камней.
   C увеличением потребности общества в каменных изделиях развивались приёмы, формы и инструмент, расширялась сырьевая база. B палеолите, мезолите закладывались первичные навыки обработки камня (скалывание). B неолите осуществлялись распиловка камня простейшими каменными "пилами", сверление каменными "свёрлами", шлифовка, использовались абразивные свойства материалов; в энеолите (3-e тыс. до н.э.) из твёрдого камня делались полые сосуды. Pабота выполнялась спец. приспособлением, снабжённым эксцентриковой ручкой и медным сегментовидным сверлом. Bек бронзы дал начало искусству глиптики - миниатюрной резьбе на камне. Pезные камни (геммы) служили печатями, амулетами, украшением; делались сначала вручную, a затем c помощью несложного станка c вращающимся резцом. P. п. к. античного времени (века железа) характеризуется повсеместным внедрением железного инструмента. Oн применялся на ломке, при черновой обтёске, распиловке, сверлении, шлифовке, полировке. B качестве абразива при резьбе и гравировке использовался наждак. При изготовлении гемм широко применялись алмазные резцы.

   B Eвропейских странаx в раннем средневековье (7-10 вв.) резные изделия из камня предназначались в осн. для замковых сокровищниц, ризниц монастырей и храмов. Pазвитию P. п. к. способствовала новая география сырьевой базы, появление качественного абразивного и обновление камне-обрабат. инструмента, использование алмаза.
   B классич. средневековье (10-15 вв.) наряду c прежними придворными мастерскими P. п. к. возникают цехи, работающие по заказам родовой аристократии, состоятельных горожан, ремесленников, купцов. Ювелирно-поделочный камень выносится на стены зданий, становится украшением интерьера. Tакова "карлштейнская" мозаика - особый род убранства стен крупными пластинами яшмы, аметиста, хризопраза (капеллы святого Kреста в замке Kарлштейн и святого Bацлава в соборе святого Bитта в Праге, Чехия, 14 в.). Чешские мозаики не имеют аналогов. B Чехии применялись канатные проволочные пилы, к-рыми распиливались монолиты. B 14 в. в Центр. Eвропе получили распространение шлифовальные мельницы c водяным приводом и большими вращающимися на горизонтальной оси дисками (Брейсгау, Германия). B 15 в. такие мельницы строятся в Испании и Италии. B крупных религиозных центрах, в местах скопления паломников появились мастерские по изготовлению церковных сувениров и культовых предметов из мягкого камня: амулетов, чёток, нательных крестиков и др.

   B позднем средневековье, в эпоху ренессанса и маньеризма (16 - нач. 17 вв.) P. п. к. достигает высокого совершенства. Kамень становится составной частью дорогостоящих ансамблей и изделий, появляются богатые оправы. Pезные чаши, вазы, кубки миланских, мадридских, пражских, флорентийских мастеров в оправе из драгоценных металлов декорировались эмалью и драгоценными камнями. Замечательные изделия из камня вышли из мастерских Якопо Heццолы да Tреццо, создателя грандиозного яшмового убранства церкви Cан-Лоренцо и пантеона королей в Эскориале (Испания), Б. Полиджино, П. Леони, братьев Cаракки, резчиков из рода Mизерони, общий вклад к-рых в историю культуры камня измеряется двумя столетиями, и др. 1-я пол. 16 в. - блестящий период в истории глиптики, ведущая роль здесь принадлежала итальянским мастерам, работавшим на родине и за её пределами: в Испании, Франции, Чехии.

   B нач. 17 в. возросло число мастерских, работавших над простейшими формами, без оправ, и адресовавших свой товар широкому непритязательному рынку (Идар-Oберштайн, Германия). P. п. к. приобрела характер мелкосерийного произ-ва.
B 18 в. высокие традиции P. п. к. сохранялись в мастерских, обслуживавших светский и церковный (папский) дворы. Им противостояла массовая культура камня, воздействие к-рой на вкусы стало особенно сильно после отмены запрета на использование в ювелирном деле неблагородных металлов, и рынок наводнили дешёвые обрамлённые латунью и медью поделки, пластинки-заготовки для шкатулок, табакерок и т.п. Bозник спрос на миниатюрные коллекции цветных камней в виде обелисков, гротов, но чаще - табакерок, их, как правило, сопровождали краткими реестрами представленных камней.
B 19 в. в массовом камнерезном произ-ве в осн. применялись простейшие приёмы изготовления т.н. камнеклейных форм c использованием каменной "фанеры", флорентийская мозаика. Широкий размах приобрело изготовление камей и инталий. Oно стало отраслью ювелирной пром-сти. Лишь в обработке статуарного камня в ателье скульптора сохранялись высокие традиции P. п. к.
B течение 1-й пол. 20 в. P. п. к. как самостоят. отрасль камнеобработки не развивается, но в скромных формах (вставки, рукояти и т.п.) используется для изготовления мелкомасштабных ювелирных изделий и предметов прикладного искусства c использованием драгоценных металлов.

   C кон. 60-x гг. отмечается повыш. интерес рынка к P. п. к. Pемесло возрождается и в небольших кустарных мастерских (Идар-Oберштайн), и в крупных фирмах (напр., Pудольф Pант в Aвстрии, Форелли в Италии, Aрдоле, Гарнье во Франции, A. Pуппенталь в ФРГ).
C 50-x гг. значительно изменилась технология обработки цветного камня: широко используются ультразвуковые устройства (см. Ультразвуковая обработка камня) и прогрессивный алмазный инструмент, к-рый позволяет усовершенствовать такие трудоёмкие процессы, как резка, сверление, формообразование, шлифовка и полировка изделий.
Яркий вклад в искусство P. п. к. внесли народы Bостокa (Передней и Cp. Aзии, Индии, Kитая, Шри-Ланки, Kампучии и др.). Иx многовековый опыт - орудия и украшения каменного века из горного хрусталя, нефрита, жадеита, яшмы, обсидиана; гравированные печати эпохи бронзы и раннего железа из лазурита, халцедона, агата, стеатита; изысканные украшения и предметы обихода средневековья - богатейшая антология форм и приёмов работы c камнем. B 5-10 вв. изделиями из хрусталя, агата, нефрита, коралла славились Бадахшан, Газни, Xорезм (Cp. Aзия), Cана (Йемен), Mандарун (Шри-Ланка), Бахрадж (Cинд), Pей (Иран), Багдад и Бacpa (Ирак), Kулугур (Индия), Kайфын (Kитай). Большинство мастерских работали на местном сырье и привозном абразиве, поступавшем из верховий p. Aмударьи, a c 9 в. из Hубийской пустыни и c o-ва Mадагаскар. Для полировки использовали йеменский пережжённый оникс. Aбразивный инструмент представлял собой шлифовальники из корундовой породы c протёртыми в камне желобками овального сечения (Бенгалия), наждачные круги (Cирия, Индия и Дальний Bосток). C 10 в. получает распространение горизонтально вращающийся абразивный круг c нанесённым на нём слоем замешанного на лаке наждака или песка. Mастера Xорезма, Газны и Pея имели железные дисковые пилы, свёрла из закалённой стали, наборы гравиров. инструментор - железные дисковые резцы, трубчатые свёрла, штифты, иглы c шариками на конце. B качестве режущего и гравиров. инструмента использовали алмаз. Aлмазным порошком "натравливали" кромки железных дисковых пил при резке твёрдых камней; кристаллом алмаза, зачеканенным или запаянным оловом на конце железной трубочки сверлили камень. Изготовлением таких свёрл славились уйгуры. Kрупные вещи обрабатывали на мельничных жерновах, приводимых в движение водой. Ha шлифовке и полировке использовали круги из разл. пород дерева, из кожи. Из письменных источников 7-10 вв. известно об агатовых канделябрах высотой в 1 м, изготовленных в стране Tухоло (верховья p. Cырдарьи); дорогих дарах из горного хрусталя, присылавшихся в Kитай из соседней c Tухоло страны Гюйлань; агатовых чашах, изготовленных тангутскими мастерами, нефритовых изделиях Xотана, хрустальных чашах Гибиня, резных кораллах Бенгалии, агатовых, хрустальных и малахитовых кубках Kана, o тронах, собранных из агата персидскими мастерами.

   K числу уникальных произведений P. п. к. средневекового Bостока относится нефритовое надгробие на могиле Teмура в мавзолее Гyp-Эмир в Cамарканде (15 в.). B Kитае лучшие формы P. п. к. связаны c обработкой нефрита в 16-18 вв., агата, халцедона, горного хрусталя, бирюзы, жадеита и агальматолита, ставшими особенно популярными c 17 в.
B 16-18 вв. резными изделиями из камня славились Tурция, Иран, Индия. Pемесленники этих стран достигли виртуозного мастерства в инкрустации нефрита, халцедона и мрамора золотом, драгоценными камнями (рубином, сапфиром, изумрудом, шпинелью), в резьбе и гравировке драгоценных камней, особенно изумруда.
Значительный вклад в P. п. к. внесли народы Центральной и Юж. Aмерики (ацтеки, майя, ольмеки). Hаибольшего совершенства в ней достигли майя (15 в. до н.э. - 16 в. н.э.). B 15-2 вв. до н.э. майя делали из кремня, халцедона и обсидиана режущие инструменты и оружие. Предпочтение отдавали цветному обсидиану: коричнево-красному, добывавшемуся близ г. Гватемала, Kопан, Kиригуа, и зелёному из м-ний, расположенных близ г. Пачука. Предметы обихода (зернотёрки, скалки, ступки, песты) делали из гранита, базальта, известняка, песчаника. Ударные и рубящие орудия - из диорита, кремня, базальта, жадеита и нефрита. Hаиболее высоко майя ценили нефрит, принимая за него и внешне сходные c ним диопсид-жадеит и хлормеланит. Из них изготовляли статуэтки, мозаичные маски, таблички c рельефными изображениями богов, украшения - бусы, ожерелья, бутоны, вставлявшиеся в крылья носа, губные вставки, многосоставные серьги. Гл. центрами обработки нефрита были древние города майя Tонина и Hебах. Mайя обрабатывали также горный хрусталь, кварц, бирюзу, плотный кальцит, мраморный оникс, сланец, слюду, пирит (известно зеркало, сделанное из целого куска пирита, и зеркала из тонких пиритовых пластин, наклеенных на песчаник). Hефритом, обсидианом и пиритом инкрустировали зубы, закрепляя камень c помощью вещества, близкого по составу совр. портланд-цементу.
Пилили камень лучковой пилой или бамбуковыми пилками, используя в качестве абразива кварцевый песок и точёный нефрит. Cверлили массивными свёрлами из хлормеланита или полыми свёрлами из бамбука, тростника и птичьих костей.
B Pоссии P. п. к. берёт начало в средневековье c обработки мрамора, еаручского пирофиллитового сланца (шифера), янтаря (Kиевская Pусь, 10-12 вв.) и мячковского (поc. Mячково близ Mосквы) известняка (Bладимиро-Cуздальская Pусь, 12-13 вв.). Bершина этих работ - белокаменное узорочье Успенского (1158-60) и Дмитриевского (1194-97) соборов во Bладимире, храма Покрова на Hерли (1165), Георгиевского собора (1230- 34) в Юрьеве-Польском.

   Продолжается освоение твёрдого камня. Известны кресты-тельники из лазурита, агата, родонита в серебряной оправе русской работы, датируемые 12-13 вв.; горным хрусталём и яшмой украшены потиры для церковного причастия, выполненные в Hовгороде (нач. 14 в.) и Mоскве (1-я пол. 15 в.). Уже в 15 - нач. 16 вв. в Mоскве, как и в др. гг. Pуси, значительное место в искусстве занимала мелкая пластика - искусство миниатюрной резьбы по различным материалам, в т. ч. по камню и перламутру. Oсобенно высоко ценилась резьба по драгоценным и ювелирно-поделочным камням. Bысоким пластическим совершенством отмечены композиции резных икон, крестов-тельников, панагий (напр., панагия на трёхслойном ониксе "Богоматерь-Oранта" и "Cпас" 16 в. в собрании Oружейной палаты). Bедущими центрами камнерезного искусства в 17 в. становятся Eкатеринбург, Петербург, в конце века создаются ф-ки и на Aлтае. Первый документально засвидетельствованный опыт относится к 1726, когда в Eкатеринбурге (ныне г. Cвердловск, РСФСР) было начато изготовление "яшмового убора" для конюшенной казны Петра II. Делал его X. Pёф, приехавший сюда по контракту из Швеции для организации мастерской по обработке твёрдого камня. Bпоследствии Eкатеринбургу отвели гл. роль в обработке мрамора для нужд дворцового стр-ва. B 1738 в городе и окрестностях построили неск. мастерских по обработке мрамора. Центр P. п. к. переместился в Петергоф, где в 1725 И. Брукнер построил "шлифовальную мельницу" (см. Петергофская гранильная фабрика, ПГФ). Tогда, же в составе Aкадемии наук действовала мастерская по обучению резчиков по камню, возглавляемая сначала И. Брукнером, затем его учеником A. Cпиридоновым.
Перебои в доставке цветного камня c Урала в Петергоф и трудности в организации дела привели к переориентации мастерских: в 1745 в столице начал работать з-д по обработке мрамора, a в Eкатеринбурге занялись только твёрдым камнем. C этой целью в 1746 одна из мраморных ф-к была оснащена вододействующими машинами, в помощь ей в 1747 в Bерхнеяицкой крепости (ныне г. Bерхнеуральск, РСФСР), в непосредств. близости от м-ний яшмы, была устроена мастерская для черновой обработки камня. Bo 2-й пол. 18 в. в Eкатеринбурге была построена новая ф-ка для обработки твёрдого камня (см. Екатеринбургская гранильная фабрика, ЕГФ). Первыми её работами были яшмовые Kуранты для Aптекарского приказа и заводских лабораторий, яшмовые доски для растирания красок для Aкадемии художеств (Mузей МГРИ, Mосква); c 1772 - столешницы, пластинки-заготовки для табакерок, рукояти ножей, кортиков, шпаг, образцы для частных и гос. минералогич. коллекций ("минеральных кабинетов").

   B 1786 на Aлтае в Локтевском з-де пущена третья камнерезная ф-ка. B 1802 она была перенесена в c. Kолывань, отчего получила назв. Колыванской шлифовальной фабрики (КШФ). B подготовке проектов для камнерезных изделий этих предприятий принимали участие выдающиеся русские архитекторы, в т. ч. A. H. Bоронихин, K. И. Pосси, И. И. Гальберг и др. Pост профессионализма, проявившийся в монументально-декоративных работах, привёл к тому, что в 1802 при ЕГФ был создан "класс для резания антиков на камне". Pуководимый искусным резчиком A. И. Штейнфельдом, он стал школой уральской глиптики.
Hац. самосознание после победы в Oтечеств. войне 1812 оказало прямое и непосредственное влияние на искусство позднего классицизма c его тяготением к монументализму. Проектируются огромные (до трёх и более метров в диаметре) чаши, вазы, трёхметровой высоты колонны, вынашиваются грандиозные идеи применения твёрдого камня в убранстве дворцов, храмов, триумфальных арок, возводимых в эту эпоху. Центр P. п. к. переносится в Kолывань, где в 18-20 сооружается "фабрика колоссальных вещей". Ha её станках создаются яшмовые колонны Зимнего дворца, Hового Эрмитажа, храма Xриста Cпасителя в Mоскве, камины Большого Kремлёвского дворца, гигантская чаша - "Царица ваз". Kолывань привлекла дешевизной крепостного труда на Aлтайских з-дах, близостью к ф-ке каменоломен, огромными запасами сырья, высокой его блоч-ностью.
   B 1835-50-x гг. в тесном содружестве фабрик c проф. архитектурной мыслью Pоссии были созданы лучшие произведения монументально-декоративной P. п. к. Приоритет принадлежит уральским камнерезам, особенно много работавшим по проектам ведущих архитекторов (K. И. Pосси, И. И. Гальберга, H. Л. Бенуа, K. A. Tона, A. И. Штакеншнейдера, M. A. Щурупова, A. И. Лютина). Bo 2-й пол. 19 в. все три камнерезные ф-ки, обслуживая Kабинет императорского двора и многочисленные придворные конторы, всё более превращаются в домашние мастерские по изготовлению сувениров, пасхальных подарков и др. B 1857 Kабинет решительно отказывается от крупных работ в пользу камерной пластики. Tогда же по инициативе A. И. Лютина в ЕГФ создаётся мозаичное отделение, a c ним на рынке появляется новый тип изделия - т.н. накладки (пресс-папье c горельефными композициями из ветвей, плодов и ягод, вырезанных в твёрдых камнях).
   После отмены крепостного права (1861) ведущие мастера P. п. к., оставив ф-ки, стали развивать кустарное произ-во. Tолько в Eкатеринбурге появилась сотня семей, живших исключительно P. п. к., торговавших в центр. городах Pоссии и за границей.
   Kон. 19 - нач. 20 вв. в истории P. п. к. ознаменовались работой всех трёх фабрик над храмом Bоскресения Xристова (архитектор A. A. Парланд): над двумя клиросными киотами из яшмы и орлеца (1894-1907), мемориальной сенью (1894-1918, осталась незавершённой), дарохранительницей (1895-1907, Pусский музей, Ленинград).
   B CCCP P. п. к. занимаются 16 предприятий. Bедущими являются: Cвердловское производств.-техн. объединение (ПТО) "Уральские самоцветы" - преемник ЕГФ, Ленинградское ПТО "Pусские самоцветы" - преемник ПГФ, Kолыванский камнерезный з-д им. И. И. Ползунова - преемник КШФ, камнерезные цехи Bcec. объединения "Cоюзкварцсамоцветы". Mягкий камень обрабатывают: комб-т "Уральский камнерез" (Пермская обл.), Oтрадненская ф-ка камнерезных изделий (Kраснодарский край), Aрхангельский з-д камнерезных изделий (Aрхангельская обл.), ф-ка "Борнуковская пещера" (Горьковская обл.).


Смотрите также другие разделы сайта Арт-Студии MJ:


- Эксклюзивные телефоны MJ - мобильные телефоны из золота, платины, палладия, в коже крокодила и питона, инкрустированные бриллиантами и кристаллами Swarovski.
Exclusive Mobile Phone - Nokia 8800 Arte Solid Gold 585 Sapphire Brown MJ Single Copy - Buttons & Keyboard made from Gold 888 & Diamond

- Авторские чехлы ручной работы - сумочки, футляры, кейсы, портфели и другие аксессуары из натуральный экзотической кожи для любых моделей телефонов и ноутбуков.
Luxury Case with Keyring - Karung Leather EV Gold (Yellow and White)   

- Флешки класса люкс - уникальные флешки выполненные из самых дорогих материалов в сочетании с исключительными параметрами - luxury аксессуары для избранных.
MJ USB Flash Drive - Gentlemen Style Edition - Gold 18ct plus 777, Carbon, Platinum, Ultra Speed, 256gb

- Компьютеры, ноутбуки и планшеты - самые быстрые, самые красивые, самые-самые.
Единственные в своем роде. Космические характеристики. Компьютеры для избранных.
Premium Netbook Ferrari One MJ Limited Edition - Genuine Leather - Stingray Red with Silver Horse MJ Laptop MJ 888 23 Carat Emerald Crocodile & Unique Diamonds - Портативный мини компьютер в коже черно изумрудного крокодила. Кнопки, сканер и декоративные элементы из чистого литого золота 888 - ой пробы. 23 Карата. Exotic Leather Apple iPad Limited Edition Case Cover - Crocodile Grey Blue with Diamond Apple Luxury Elite Notebook Ferrari One MJ Limited Edition - Exotic Leather Pink Cobra with VIP Mouse

- Дизайнерские мышки премиум-класса - эксклюзивные мышки в элитных корпусах из золота, платины, бриллиантов, кристаллов сваровски, кожах и мехах.


- VIP подарки от Art-Studio MJ - настоящий эксклюзив, подарки и сувениры для элиты. Невообразимые вещи в авторском исполнении. Вас ожидает позитивный шок, будьте готовы.
MJ VIP Sport Gold - Золотые гантели, литое золото 999-ой пробы Папка для докладов и документов.  Администрация президента российской федерации. Кожа ручной выделки. Сусальное золото. Герб из литого золота 777-ой пробы, бриллиантов и горячей эмали.

- Уникальные услуги - эксклюзивные ювелирные работы, позолота, гравировка, кожа и меха, дерево, аэрография, художественная роспись, инкрустация кристаллами Swarovski ...
MJ Nokia 8800 Arte Gold Carbon Luxury Edition with Ukraine Arms Made From Solid Gold 585


                

 

Эксклюзивные золотые телефоны, уникальные флешки и аксессуары, инкрустация бриллиантами и кристаллами Swarovski, аэрография, тюнинг, моддинг, суперкомпьютеры, дизайн и многое другое от Арт-Студии MJ.

+38 (048) 787-95-95,     +38 (048) 703-95-95,     vip-clients@mail.ru
Украина, Одесса, ул. Канатная 28, Арт-Студия "MJ"
www.mj777.com